Земская, городская, судебная, военная реформы.

После отмены в 1861г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к капиталистическим отношениям. К решению этой цели и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.

Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство.

Всеми делами в земстве, касавшимися кровных нужд крестьянства, занимались помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически  настроенных земских деятелей- учителей, врачей, статистиков. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации, в первую очередь губернатору.

 

Н.А.Милютин. Фото Левицкого. ГИМ. Фото с экрана в музее.

 

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным  хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

 

Знак мирового судьи. ГИМ.

 

Новые судебные уставы 1864г. вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся  стороны для зашиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных - адвокатов, имеющих юридическое образование и не состоявших на казенной службе.

Новое судоустройство отвечало потребностями капиталистического развития страны, но на нем сказывалась влияние пережитков крепостничества. Правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ. Для крестьян были созданы особенные волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей. Должностные преступления чиновников объявлялись  неподсудными общим судебным инстанциям. Суд всё ещё был зависим от самодержавной власти.

 

Судебные Уставы Александра II. ГИМ.

 

Реформы 60-х годов коснулись также образования. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавании математики и естественных наук. Устав 1863г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов - выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации.  В 1869г. в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

 

Гимназисты с учителем Закона Божьего.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объёмом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение», при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер. Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.

 

Картина В.Верещагина «Туркестанский солдат в зимней форме».

 

В 60-х годах был изменен порядок военной службы: сокращён срок, отменены телесные наказания, переработаны воинские уставы. Но завершение военных реформ относится только к 1874г., когда была введена всеобщая воинская повинность. По новому положению принудительная отдача в рекруты помещиками (с 1861г.- по решению сельских сходов) заменялась призывом в армию всех мужчин, достигших 20-ти лет.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также старший брат призывника, отбывающий или отбывший службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

 

Иллюстрация преимуществ военной реформы 1874 года. На левой картинке отслуживший 25 лет (как при рекрутском наборе) солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет; на правой же солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье // История царствования императора Александра II (в картинах). С.- Петербург.  1882.

 

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Однако, провозгласив новый принцип комплектования армии, правительство узаконило особые льготы и привилегии для господствующих классов. В частности, командный состав царской армии по-прежнему пополнялся в основном  за счёт дворянской молодёжи, что вело к  кастовой замкнутости офицерства и приниженному положению солдатской массы.

 

Хостинг от uCoz