В современной России более 20 лет проходят реформы. В этом смысле наша эпоха созвучна периоду правления Александра II, который провел действительно великие реформы: освободил крестьян из крепостной неволи, создал новую судебную систему, модернизировал армию, дал импульс развитию образования. Диалог с прошлым позволит ученикам школы лучше понять и современность.
В современной школе имеются наглядные пособия, фильмы о реформах Александра II. Однако развитие информационных технологий предоставляет возможность самим учащимся создать сайт, который можно будет использовать для обучения последующих поколений школьников.
В данном сайте можно использовать элементы музейной педагогики, которая развивается в стране и в школе, в частности, материалы музейных занятий в Государственном историческом музее.
Работа над сайтом должна способствовать углублению исторических знаний участников проекта и совершенствованию их навыков в работе с компьютером, развитию интереса к изучению истории с помощью музейной педагогики.
Предметом исследования являются Великие реформы, проведенные Александром II в период с 1861 по 1874 гг.
В основе методологии исследования лежат принципы системности и историзма. Необходимо показать реформы и личность императора в историческом развитии, с присущими им противоречиями. Эти моменты должны быть отражены в структуре и содержании сайта.
Главная цель создания сайта состоит в том, чтобы как можно более полно и комплексно отразить реформы Александра II, сделав их доступными восприятию учащихся 8,10 классов и удобными для проведения урока учителем.
Для выполнения цели предстоит выполнить задачи:
1)Собрать материал по теме из разных источников: академических изданий по истории; материалов по музейной педагогике; с исторических сайтов в Интернете.
2)Материал должен включать подробности политической деятельности императора, описание конкретных реформ, деятельности сподвижников царя-«освободителя», документы, сведения о реакции на реформы разных слоев населения, фото – и видеоматериалы, карты.
3)Провести анализ собранного исторического материала.
4)В соответствии с материалом определить форму будущего сайта.
5)Создать сайт и провести его апробацию в одном из классов силами учеников-проектантов.
6)Овладеть новыми знаниями и умениями в области информационных технологий для реализации задач сайта.
7)Повысить интерес к изучению истории в школе.
Список источников и литературы опубликован в конце сайта. Здесь же отметим, что основой послужил материал, изложенный в академическом издании «Всемирная история. Том VI» и в классической работе П.А. 3айончковского «Отмена крепостного права в России». Большую помощь оказали публикации на исторических сайтах, а также энциклопедии и справочники, включая электронный вариант «Большой Советской энциклопедии». Нами были использованы фотографии музейных экспонатов Государственного исторического музея (ГИМ).
1)Предпосылки и причины либеральных реформ в России во второй половине XIX века .
2)Личность императора Александра II.
3)Закон об отмене крепостного права в России.
4)Отмена крепостного права: ход реформы.
5)Следующие реформы: в области образования, судебная, земская, городская, военная.
6)Итоги и значение реформ Александра II.
7)Судьба императора-реформатора.