Воспитание и образование

Император получил домашнее образование. Наставником его был знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский.

В.А. Жуковский, поэт и воспитатель Александра II.

 

Система воспитания Жуковского давала не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала систему мировоззрения. Основные принципы воспитания цесаревича выглядели так:

- Где я? Природа, ее законы. В этой части программы естественнонаучные предметы связаны с идеей «Бог в природе».

- Кто я? Учение о человеке, объединенное христианским вероучением.

- Что я был? История, история священная.

- Что я должен? Частная и общественная нравственность.

- К чему я предназначен? Религия откровения, метафизика, понятие о Боге и бессмертии души.

 

Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

 

Кроме Василия Андреевича, учителями молодого Александра  были  важные деятели при дворе.

Учителем Закона Божия и Священной истории будущего императора был протоиерей Герасим Павский (до 1835), военным инструктором — Карл Карлович Мердер, а также: М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика), академик Коллинз (арифметика), К. Б. Триниус.

Александр чувствовал свою неготовность к своей будущей деятельности, к трону.

От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну. Но совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. К 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.

 

Воспитание наследника. Император Николай I и будущий император Александр II. Фото с экрана в ГИМ.

 

Получаемые знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837-39 годах по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию, подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

С 16 лет Александр успешно принимал участие в делах управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом», имел профессиональную военную подготовку. В последние годы царствования императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

Хостинг от uCoz